Психическая подготовка бойца (наставление практикующим)

Каждый бой дает возможность для проявления психических качеств бойца; повышает его престиж и его победа признается другими. Боец получает удовлетворение, когда находит в бою приключение, авантюру; испытывает агрессию – это и есть воспитательная функция боя.

Но воспитательная роль боя не достигается автоматически, очень многое зависит от учителя (тренера), от стиля боевых искусств, которые он практикует. Самая важная задача воспитания – это психологическая подготовка бойца, необходимо замотивировать его и направить стремления в сторону общественно полезных деяний.

Особо важное место в психологической подготовке занимает формирование волевых качеств. По сравнению с другими видами спорта психологическая подготовка и тактика ведения боя имеет особое значение. Результаты и исход боя полностью зависят от тактической подготовки бойца, т.к. отсутствуют правила ведения боя. В такой драке без правил способности и возможности бойца очень сильно зависят от его психического состояния. Потому что сначала может быть «психологическая драка» (запугивание оружием, угрозы), а затем физическое воздействие.

Психологическое состояние спокойствия, хладнокровия, вера в себя и точный расчет своих сил и сил противника, позволяет бойцу выбрать и использовать более правильную тактику и эффективно применять свои технические способности. Высокая напряженность и сомнение в своих силах затрудняет ведение боя, сильно воздействует на нервную систему.

Противники во время боя противопоставляются друг другу по целому спектру технических, психологических и физических характеристик. Каждый бой оставляет свой отпечаток различных чувств: радость, страх, злость, триумф и разочарование. Бойцу, который не обладает соответствующей психологической подготовкой, мало поможет владение совершенной тактикой и техникой. Для достижения самой высокой степени подготовки бойцу необходимо сознательно и активно участвовать в тренировочном процессе, он должен демонстрировать твердую волю и высокую концентрацию внимания при разделении его на несколько объектов.

Психологические барьеры:

Самой главной задачей спортивного психолога является анализ психологических барьеров. Преодоление психологических барьеров является одним из самых существенных шагов в психологической подготовке бойца. Под психологическими барьерами мы понимаем характерные состояния, которые наиболее часто возникают во время боя и мешают достижению хороших результатов. Общеизвестно, что боец, на плечах которого лежит большая ответственность во время важнейших состязаний часто достигает результатов ниже, чем на тренировке.

Самая часто встречающаяся форма психологического барьера — это стресс, который возникает вследствие сильных нервных перегрузок, которые формируются под воздействием различных негативных факторов. На начальной стадии нет отрицательного воздействия подобного сорта, поэтому бойца не сразу начинают готовить к преодолению барьеров. На каждом большом соревновании на бойца воздействует огромной силы стресс, поэтому бойца нужно подготавливать еще во время тренировочного процесса к такому большому напряжению, особенно если соревнования продолжаются длительное время и боец долго не вступает в состязания. Даже для подготовленных бойцов это является сильным стрессом. Поэтому на тренировках бойцы должны испытать внезапное сильное и продолжительное воздействие неблагоприятных факторов.

Другая форма психологических барьеров образуется в мыслях (в голове), которая отклоняет бойца от заданной цели. Одна такая доминирующая мысль отодвигает все остальные на второй план. Например, страх удара, повреждения, перелома, страх противника или страх поражения.

Способы преодоления психологических барьеров:

Каждый профессиональный боец испытывает огромное давление на свою волю. Это напряжение всегда сознательно и проявляется в наибольшей степени тогда, когда боец сталкивается с психологическими барьерами и преодолевает их. Выбор методики сопряжен со спецификой вида (стиля) боевых искусств. В связи с этим в спортивной психологии большое значение имеет классификация трудностей. Трудности делятся на внешние и внутренние. Внешние трудности проистекают из окружающей обстановки и внешних предметов, а внутренние возникают от эмоционального состояния бойца. Некоторые специалисты считают, что влияние внутренних трудностей сильнее внешних, но я с ними не согласен, потому что внутренние возникают под влиянием внешних обстоятельств. Также не согласен с таким делением вообще. В связи с анализом волевых качеств и их проявлений, я считаю, лучше разделить трудности на объективные и субъективные. Объективные трудности являются результатом высокого профессионального мастерства и зависят от стиля боевого искусства. Например:

1. Многократное повторение и в современной и в традиционной тренировке с большим напряжением воли.

2. Необходимость участвовать во многих боях, которые требуют сильное, сверхнапряжение.

3. Необходимость вести спортивный образ жизни, соблюдать режим, который ведет к добровольному отказу от ряда удобств.

4. Необходимость совмещения учебы, работы с интенсивными тренировками.

Объективные трудности, которые встречаются на пути бойцов, определяются их специфическими качествами, необходимо знать их, использовать для формирования воли во время тренировки.

Объективные трудности, связанные с данной системой боевых искусств:

1. Необходимость точности, аккуратности, четкости при исполнении каждого движения и овладения ритмом. Под влиянием эмоций, возможных в процессе многократных тренировок, мы можем исполнять движение ошибочно.

2. Необходимость совмещения максимальной силы и большой быстроты движения.

3. Необходимость концентрации внимания, мгновенная реакция и быстрая их смена.

Психологические трудности, которые возникают от приложения максимальной скорости и её постоянного изменения, это идет из тренировочного процесса, где через многократное повторение упражнений с одной и той же скоростью вырабатываются стереотипы нервно-мускульного процесса (реакций), смена скорости означает для бойца трудности, то есть происходит нарушение стереотипа, поэтому он не может использовать свой резерв. Для этого на тренировках необходимо заниматься по-разному, часто менять скорость, быстроту, такт, ритм, использовать максимальную скорость.

4. Необходимость мобилизации силы, быстроты в конкретный момент, не раньше не позже.

5. Необходима психологическая устойчивость при продолжительных тренировках.

6. Необходимо в бою преодолеть небольшие повреждения, болевые ощущения. Идти вперед, не обращая на них внимание, продолжать драться.

7. Необходимо продолжить бой даже в плохих условиях : холод, жара, плохое освещение. Хотя это и требует высокого напряжения, которое присутствует при продолжительных боях.

8. Необходимость контроля над самообладанием при возникновении непредвиденных ситуаций: новый способ поведения противника, внезапное нападение, чужие условия, незапланированная ситуация.

9. Способность спокойно воспринимать неправильные, некорректные действия противника, которые могут повлиять на исход боя.

10. Способность к быстрой концентрации сознания, при которой не теряется бдительность. Например, контроль расстояния, угадать намерения противника, рассчитать удобный момент для удара.

11. Недостаточная техническая подготовка.

12. Медленное техническое мышление.

13. Неблагоприятные условия, внезапный шум, жесткость противника и его безоглядность.

14. Неожиданное сопротивление противника в безысходной для него ситуации.

15. Влияние ошибочной техники противника.

16. Наличие оружия.

17. Недоразумение противника.

18. Низкие способности преодоления психологических барьеров.

19. Недостаток смелости и желания рисковать.

Вышеуказанные трудности касаются всех стилей боевых искусств и их необходимо учитывать при формировании волевых качеств бойцов. Методы их формирования одинаковы для всех видов боевых искусств, но необходимо знать, что не только воля способствует достижению победы. Преодоление объективных трудностей возможно только через соответствующую тактическую, техническую, физическую подготовку каждого бойца. Бой с одним сильным противником немыслим без правильной общей подготовки и владения основными движениями данного стиля единоборств. При формировании волевых качеств надо двигаться параллельно с физическим и технико-тактическим развитием. Неправильно давать бойцу новую нагрузку пока он не усовершенствовал свою тактику и технику. Волевые качества развиваются при преодолении трудностей во время тренировочного процесса, поэтому в тренировки нужно включать элемент трудности. Именно здесь раскрываются педагогические качества преподавателя.

Педагогические умения и качества преподавателя (тренера):

1. в связи со степенью подготовки бойца.

2. Выбор необходимой степени трудности в данный момент. Упражнение, которое не содержит элемента трудности, не имеет должного эффекта. Субъективные трудности не зависят от вида боевого искусства, а зависят о личности его практикующей, они имеют индивидуальный характер. Они возникают под воздействием негативных эмоций. Например:

* Личностная неуверенность в своих силах и возможностях.

* Отсутствие активного и самокритичного отношения к своему тренировочному процессу.

* Избегание тренировок под прикрытием несерьезных болезней, обвинение их в своих неудачах.

* Нервная апатия и безразличие.

Волевые качества можно развивать с помощью различных методов (дозирование трудностей, многократные бои с кратковременными паузами, упражнения в сложных условиях). Надо планировать бои и с более сильными противниками и в неожиданных ситуациях для того, чтобы преодолеть негативные эмоции. Нельзя забывать о необходимости самостоятельного выбора такого стиля жизни и боевых искусств. Различают следующие волевые качества:

* Самостоятельность

* Инициативность

* Решительность

* Смелость

* Стремление к конкретной цели

* Силы для сопротивления

* Самоконтроль

Явор считает, что важнейшими волевыми качествами в боевых искусствах являются инициативность, вера в собственные силы, желание победы и т.д. Некоторые из этих качеств важны для тренировочного процесса, а другие для поединков в соревнованиях. Для него самые главные в тренировочном процессе: твердость, вера в себя и прилежность. В бою двух противников с одинаковой тактической подготовкой и техническими познаниями, побеждает тот, у кого более сильная воля и который более смел и решителен. Только во время боя можно видеть правильность психологической подготовки и необходимые психологические качества.

Формирование психологических качеств.

Самая главная задача каждого боя – взятие инициативы на себя и использование её, появляется возможность показать (доказать) свои способности. Поэтому многие учителя настаивают, что формирование инициативности имеет первостепенное значение. Явор рекомендует следующие средства для достижения этой цели:

1. Учебные бои, в которых боец должен придерживаться определенной линии поведения.

2. Учебные бои с преподавателем для повышения активности бойцов.

3. Учебные бои, в которых одному бойцу ставиться задача только нападения, а другому – только защита.

Формирование веры в собственные силы.

Вера в себя дает возможность для проявления решительности, активности и смелости. Она увеличивается через овладение новыми тактическими и техническими стереотипами, через многократное участие в боях с новыми противниками. Это дает возможность бойцу создать свой собственный стиль ведения боя, отвечающий его темпераменту, физическим данным, тактике, привычкам. Имея эту веру, боец должен иметь чувство, что он правильно и хорошо был тренирован., тогда у него будет хорошая физическая кондиция и техническая подготовка, которую он систематически может совершенствовать. Поэтому нужно дать ему такие упражнения, которые заставят бойца действовать самостоятельно, усовершенствовать его тактические и технические качества во время тренировок и боя.

Формирование самоконтроля и самообладания.

В условиях ведения боя особое значение имеет самоконтроль. Бывает, что хорошо подготовленный боец, обладающий быстротой и работоспособностью, проигрывает бой более слабому партнеру в результате нервированности и слабого самоконтроля. Под влиянием своих эмоций он уже не «господин» своей ситуации, он не владеет ситуацией. Такое состояние часто приводит к поражению, несмотря на то, что у него было преимущество. Рекомендованы следующие меры:

1. Разговоры и доклады на тему морали бойцов и придание большего значения самоконтролю

2. Безоговорочное выполнение тренировочных заданий.

3. Технический и тактический анализ боев, в которых участвовал боец, как он контролирует себя.

Формирование определенного стиля поведения, который присущ данному бойцу.

Рекомендованы следующие методы для создания индивидуального стиля поведения:

1. Постановка конкретной задачи для достижения цели, которая связана с планом тренировок на год.

2. Видя, что человек физически и духовно растет, давать ему повышение, стимулировать, поощрять его, тогда он будет стремиться к еще большим достижениям.

3. Задачи на формирование конкретного качества или преодоление ошибок.

4. Анализ боев с целью указания на положительные или отрицательные качества.

5. Совместная проработка учебных планов с учетом мнения бойца.

6. Конкретные задачи, направленные на формирование и воздействие на способности и привычки, которые подходят тебе и помогают тебе в твоем виде единоборств.

Закаливание воли к победе.

Воля к победе проявляется тогда, когда боец в важнейшем для него поединке, даже при воздействии неблагоприятных факторов и трудностей, может приложить максимальные усилия для достижения победы. Закаливание воли к победе способствует интенсивная и систематическая учебная работа., самодисциплина, режим и постоянное участие в боях. Здесь подчеркивается значение хорошего, компетентного, образованного, всесторонне развитого учителя (преподавателя), который имеет особое значение в боевых искусствах. В тренировочном процессе ставится акцент на индивидуальной работе учителя с каждым учеником, благодаря этому учитель может узнать сильные и слабые стороны каждого бойца и в зависимости от этого правильно сформировать процесс тренировки. Одна из самых важных задач хорошего преподавателя – поддерживать положительный настрой своих бойцов, что благоприятствует хорошей, всесторонней подготовке.

Значение психологических знаний для тренера.

К своей педагогической работе учитель должен приложить еще и психологические познания. Решающим в коммуникативном процессе между тренером и бойцом является то, что боец получает основную цель, текущую информацию о своих достижениях на данном этапе. Информацию он получает не только от своего преподавателя, но и от других бойцов, противников, а также в личных разговорах, наблюдениях за поединками разных стилей боевых искусств.

Упражнения в неблагоприятных условиях.

Каждый преподаватель должен знать, что при неблагоприятных условиях: плохая погода, слишком рано или поздно вечером нельзя включать новые техники и комбинации, т.к. их сложно будет запомнить. В начале каждой тренировки должна быть концентрация, хороший преподаватель должен быть чуток к реакции успеха — неудачи бойца, так как от этой реакции будет зависеть эмоциональное состояние бойца. Нужно быть осторожным в категорических оценках действий.

Мотивация как учебный фактор.

Мотивация – это собирательный термин и включает очень много вещей: интересы, воля и другие, это поведение в действии. Учебный успех – это учет всех факторов. Для того, чтобы замотивировать бойца, нужно учитывать следующее:

* Выбор цели для каждой тренировки.

* Подбор новых техник и форм упражнений

* Новые упражнения на тренажерах.

* Учебный оптимизм

* Самоконтроль

* Разные вариации упражнений

* Паузы для обсуждения проделанного.

Качественный показатель умений стремиться к элегантности движений и легкости их выполнения. Человек, который смотрит многократное повторение упражнений, думает, что это монотонно и неинтересно, а для активно участвующих оно кажется многообразным. Постоянное изменение и хорошее настроение действует положительно на учебный процесс, это подтверждается на практике. Необходимо своевременно поддерживать гибкую мотивацию к учебному процессу.

Психологический стресс.

Каждый бой неизбежно связан со стрессогенными переживаниями. Ситуация считается стрессовой, если существует угроза здоровью человека. Важна не только объективная опасность, но и субъективная напряженность. Такие моменты возникают, например, когда видишь противника сильнее тебя, либо страх удара, поражения и другие неблагоприятные условия. Высокое напряжение при нагрузке ведущих бойцов, показывающих высокие достижения во время тренировок, снижает показатели во время боев. Это разочарование оказывает влияние на мотивацию достижения.

Клинические техники для преодоления стресса:

1. Аутотренинг.

2. Техники релаксации.

3. Кардиотренинг

Помощь бойцу для формирования его оптимальной деятельности.

Тренировки и состязания повышают концентрацию и нервно-психическое напряжение бойца. Боец очень чувствительно реагирует на раздражение, которое может помочь, а может отрицательно повлиять на его спортивную форму и реализацию его целей. Хороший тренер может использовать это влияние, знает, когда нужно усилить, а когда нейтрализовать. Особое значение для достижения оптимальных результатов имеет:

1. Последовательное формирование внешних условий, то есть знать все наперед. Организация свободного времени, досуга, финансово-спонсорское обеспечение.

2. Информация о внешних природных условиях (климат, особенности местности).

3. Учет индивидуальных особенностей, желаний и соображений бойцов.

4. Стимулирование, поддержка положительного бодрого состояния бойца до сражения и активация его более эффективных качеств.

5. Анализ происходящего во время боя: состояние противника, конструктивная и объективная проработка информации для выбора оптимальной тактики ведения боя.

6. Обсуждение после боя положительных и отрицательных сторон, дальнейшее планирование действий.

Собеседование с бойцом.

Многие проблемы, которые не связаны с развитием бойца, как например социальные проблемы, совместная жизнь в тренировочном центре, очень часто тренер играет роль советчика и помогает урегулировать споры, разногласия, обсуждает совместно с бойцами и решает их. Насколько часто боец обращается за помощью, настолько лучше тренер может помочь, через это взаимодействие растет доверие к учителю. Мероприятия по разрешению проблем:

* При неправильном поведении и трудностях – корректирующие меры.

* Выбор правильного пути для достижения поставленной цели – указать путь, направить, наставить.

* При личностных проблемах бойца – житейские советы.

* При внутригрупповых конфликтах – групповые терапевтические меры.

При решении такого вида проблем тренер должен привлекать спортивного психолога, у которого есть две главные задачи:

1. Он должен подсказать бойцу его сильные и слабые стороны.

2. Он должен помочь ему увидеть свои проблемы и оказать поддержку в их преодолении.

Неизбежно возникает конфликт между бойцом и преподавателем. Ни в коем случае нельзя сдерживать его, он должен быть разрешен, так как он может довести до измененного состояния сознания. Конфликт должен быть разрешен таким способом, чтобы не оказать влияние на развитие достижений бойцов. Мы знаем 2 стиля руководства: авторитарный и демократический. При авторитарном стиле все указания тренера выполняются беспрекословно и без комментариев со стороны бойцов. Контроль за исполнением идет только через тренера. При демократическом стиле руководства все меры и мероприятия обсуждаются совместно с бойцами, психологом и медиком. Контроль автономен, каждый отвечает за себя. Вся инициатива основана на спонтанности, поэтому контроль либо слабый, либо вообще отсутствует. При групповой работе с высоким уровнем профессионального мастерства этот стиль руководства не эффективен, так как не ведет к достижению высоких результатов. В действительности наблюдается смешение различных стилей руководства, так как каждый из стилей имеет недостатки и преимущества. Авторитарный стиль проще в использовании, так как предъявляет меньше требований к тренеру, от него ждут готовых «рецептов», указаний, которые не надо пояснять, а боец должен просто исполнять их. Главное преимущество демократического стиля в том, что боец присоединяется к обсуждению задач и решает вместе с группой. Этот стиль имеет успех, если решающие предложения исходят от самих бойцов, а не от тренера. Демократическая тренировка является самым лучшим способом образования и воспитания. Но есть и недостаток такого стиля управления, так как некоторые бойцы реагируют очень эмоционально. Этот стиль несет еще одну дополнительную нагрузку, потому что требует самостоятельности в принятии решений.

Психологические советы тренеру.

Очень трудно в такой сложной области как психология дать простые советы тренеру.

1. Самая главная задача – дать информацию бойцам для самосовершенствования. Информация должна быть корректна и подробна. Если ты не убежден в чем–либо, лучше не говори, либо подтолкни бойца обратить внимание на свои проблемы. Никогда не манипулируй людьми через ложную информацию.

2. Постоянно, целенаправленно, ежедневно повышай свой профессиональный уровень через обмен информацией и передачу её в группу.

3. Всегда анализируй мотивы своих поступков и глубоко вникай в них.

4. Старайся постоянно благотворно влиять на профессиональное развитие бойца, но и на его личную жизнь.

5. Научи бойцов быть самостоятельными и независимыми от тебя.

6. Не дави на бойцов, не провоцируй конфликты, но и не прячь их. Установи правило: « Если что-то не нравится, то лучше скажи об этом сразу».

7. Всегда ставь перед бойцами цель, которая трудноосуществима, но не невозможна (оптимальная мотивация).

8. Не жди и не требуй от своих бойцов благодарности.

9. Не бывает плохих бойцов, бывают плохие тренеры. Иногда лучше пойти на вершину другой горы, чтобы увидеть свою вершину.

Правила для достижения мастерства в свободной практике

Тема: Разница между действием и деятельностью

Действие и деятельность с первого взгляда означают одно и тоже, но это разные понятия.

Действия – когда ситуация вынуждает делать что-то спонтанно и внезапно.

Деятельность – когда все происходит осознанно.

Деятельность – это неудовлетворение, т.к. в основе деятельности лежит неестественность. Большой процент людей в боевых искусствах заблуждаются в этих понятиях, если это не понять, то вы не поймете окружающий вас мир и тогда вы не сможете противостоять реальности.

Деятельность затрудняет нашу релаксацию.

Каждый должен увидеть свой внутренний мир и тогда вы поймете различия между этими понятиями.

Каждый поймет свой внутренний ми, и тогда ты будешь реализовывать свою энергию не в деятельность, а в действие. Люди, занимающиеся в традиционных боевых искусствах, основываются на действии. Настоящая драка учит вас мыслить через тело. Настоящее действие заставляет ваше тело думать самостоятельно и разумно принимает участие в этом действии, и тогда получается естественное положение тела, тем самым осуществляется правильная защита. Это относится не только к одному противнику, но и к множеству. Чем лучше тренированное тело, тем выше шанс на победу.

Лекция: разница между навыками и рефлексией

В этой теме будет сравнение между солдатом и начальником.

Солдат – это человек, выполняющий приказы, его жизнь состоит из побед и поражений. Он берет в плен или убивает, так у него появляется четкая цель и малый выбор действий, т.е. он сформирован как машина. Например, курящий человек, закуривая новую сигарету действует автоматически, не отдавая себе отчета. То же самое случается и в драках, то есть не надо проигрывать свои действия в голове, а просто действовать по ситуации. Навык не служит вам, вы служите ему. Это нас возвращает к теме деятельности и действия. Нет хороших и плохих навыков, т.к. будь он хороший или плохой, он является проблемой. Если вы живете с навыками, то вы солдат.

А если без их, то вы начальник солдат, потому что солдат должен подчиняться приказам, а начальник нет. И тогда жизнь командира наполнена действием, а не деятельностью. Тогда командир живет спокойно, без ограничения. Когда отсутствуют навыки, появляются рефлексы.

Рефлекс – это адекватная реакция организма на внешнее раздражение, т.е. природа наших рефлексов помогает нам выжить. После первичной реакции ваше тело напрягается и теряет свою свободу. Ты должен подчинять себе рефлексы. То есть если вы хотите победить, то ваше тело должно расслабиться. Если ваше тело расслаблено, то вы будете реагировать естественно. Осознанность и свобода имеют существенное значение, тогда идет свободная практика, это относится ко всем стилям единоборств. Это так потому, что в тренированных движения идут через мозг и благодаря этому возрастает понимание этих движений. Потом они останутся в мышечной памяти и тогда они спонтанно реагируют в любой момент. Здесь не существует предварительных планов, запоминания техник. Способ начальника не ожидать и планировать, а действие, потому что он знает, что жизнь непредсказуема и тогда создается неожиданная ответная реакция на внешнюю агрессию.

Правила для достижения мастерства в свободной практике

Будока – это посол Будды.

От его поведения в додзе и в жизни зависит престиж его боевого искусства, тогда цель жизни не победа или проигрыш, а остаться живым.

1. Вы должны найти гармонию в вашей жизни. Если вы живете в гармонии с собой, с природой и окружающими, тогда вероятность встречи с опасностью очень малая. Но вы должны знать, что только тогда вы можете стать настоящим мастером каратэ. Уважение к окружающим и к хрупкости человеческой жизни тогда рождается уважение к вашим собственным личным качествам и тогда раскроются новые возможности для ваших умений. Легендарность – это познание внутреннего «Я». Секрет боевой практики заключается в наличии опыта.

2. Вы не должны быть агрессивным. Следующие слова могут выглядеть как противоречие. Но это будет сущность прикладной практики. Если вы можете избежать конфликта – вы сделаете это. Вы должны пользоваться своей интуицицей, которое создает ваше боевое искусство. Мы должны распознать, предугадать реальную опасность и тогда вы сможете избежать ее. Если нужно применить ваше умение тогда вы сделаете это через жесткую силу, чем она максимальнее, тем эффективнее результат. Врагу необходимо причинить самый большой вред, но до той степени, пока вам больше никто не угрожает. Лучше десять раненых, чем один мертвый. Прикладная техника настраивает на агрессию других. Бей первым. Вы должны сохранять твердость, но не терять контроль.

3. Вы должны думать постоянно. Нельзя быть с ограниченным умом, а наоборот необходимо постоянно раздвигать границы познания. Вы должны знать, что существует выход из каждой ситуации, поэтому необходимо быстро обдумать свои действия и принять решение. Никогда не забывайте, что когда идет драка тело думает, а мозг контролирует. Но для понимания своего места в мире впоследствии ваших действий вы не должны пренебрегать своим интеллектом.

4. Не рассчитывайте на правила. Каждая ситуация имеет различия. Ваше тело через вашу интуицию будут открывать ответ и выбирать действия. Вы должны забыть о всех формах, ритуалах и приличиях. Вы всегда должны быть готовы к удару сзади. Расчет идет на интуицию не существует двух одинаковых ситуаций. Есть только одно правило, которого вы должны придерживаться: «Нет никаких правил», а только нравственные ограничения.

5. Вы должны понимать, что вред причиняется от человека, а не от оружия. Оружие – это просто продолжение человеческого тела. Во время драки вы не должны сосредотачиваться на оружии, которое в руках у противника, а на его действия. Ваше сознание и концентрация должна максимально возрасти. Не оружие будет вас ранить, а человек, который владеет им. Если вы не сможете переключить сознание с оружия на человека владеющим им, то вероятно драка будет проиграна.

6. Примите гнев и страх. Каждый должен понимать для себя, насколько он гневный и боязливый. Это не стыдно, это нормально, естественно. Иногда малые дозы страха и гнева будут полезны в драке. Страх бережет вас от чрезмерной самоуверенности и фальшивых убеждений, что вы полностью контролируете ситуацию. Если у вас не страха, вы не сможете контролировать вашего соперника и его динамические действия в ситуации. А наоборот будете самонадеянны, и должны платить соответствующую цену. То есть страх бережет вас от фатальности. То же самое и гнев бережет нас от чрезмерной самоуверенности, потому что если вы относитесь неправильно к гневу, то разрушите контроль и будете действовать неразумно. Но когда вы его не чувствуете, тогда вы потеряете мотивацию, тем самым заранее обрекаете себя на поражение. Правильная доза гнева поддерживает вас в постоянной готовности. Через страх и гнев, который будете испытывать вы убедитесь, что будете принимать противника всерьез. Эту вещь многие боевые искусства не понимают и не соблюдают. Если ты будешь тупо применять заученные движения, то они не помогут. Потому как в драке нет заранее обусловленного поведения. Страх сковывает движения и тогда вы должны действовать интуитивно. Это является основной ошибкой, которая приводит к иллюзии, а не к реальности, если вы хотите исключить иллюзию, то вы должны испытывать страх к сопернику. Вы должны всегда следовать настоящему значению боевого пути.

Необходимость применения гнева и страха

Вы должны ясно понимать, насколько вы злы и боязливы, и вы не должны комплексовать по поводу своей боязливости.

Иногда маленькая доза страха может быть полезной в драке.

Страх предупреждает о чрезмерной самоуверенности и фальшивых убеждений, что ты полностью контролирует ситуацию. Если нет страха, вы не сможете контролировать вашего соперника и его динамические действия в данной ситуации, а наоборот удержит от фатального исхода для вас.

Тоже самое и гнев, который бережет от самоуверенности и небрежности.

Если выбрать неправильный ход, тогда вы потеряете контроль над ситуацией и будете действовать неразумно.

Если он отсутствует, то вы теряете мотивацию. Правильная доза гнева мобилизует ваши внутренние возможности, и это помогает двигаться в нужном русле, и это вас не будет ограничивать.

Через страх и гнев, которые вы испытываете на себе, и которые внутри вас, это доказательство того, что вы будете принимать соперника всерьез.

Многие боевые искусства этого не понимают и не соблюдают. Если ты вздумаешь применить задуманные действия, то это тебе не поможет, т.к. очень сложно предвидеть действия соперника, т.к. сковывает действия, т.е. вы должны действовать инстинктивно. Это и есть основная ошибка, которая приводит к иллюзии, а не к реальности и поэтому если хотите исключить иллюзию, вы должны испытывать страх к сопернику.

Вы всегда должны следовать настоящему значению боевого пути (сохранение жизни) и через некоторое время учитель должен бояться вас.

Не терять контакт

Не потерять контроль над противником, над ситуацией. Если вас схватили, то это нормально, и вы должны сберечь данный контакт, а не уходить от него. Здесь необходимо удержать контроль, не нанести ему вреда, так вы удержите ситуацию безопасной. Когда есть контакт, то вы будете всегда знать, где он находится, так вы можете контролировать его действия.

Насколько сильно вы его контролируете, тем ему будет сложнее в данной ситуации.

Если он захочет разорвать дистанции, то вы его не должны отпускать. Вы должны сберечь этот контакт до тех пор, пока противник не обезврежен.

Когда противник в ближней дистанции, и он не может уйти, у него истощается энергия (психологическая).

Не надо комплексовать над той техникой,

которую выполняет ваше тело

Вы должны знать, что суперменов не существует.

Если вы чувствуете неточность или тяжесть рук, то и ваше тело будет чувствовать тяжесть, это и есть психологический перелом, когда руки станут тяжелыми, что требует больших усилий.

Когда в вас присутствует комплекс, то это уничтожает ваше сознание, и вы потеряете контроль над определенной ситуацией. Когда ваше сознание рассеяно, то оно обездвиживает ваше тело, приковывает его к земле. Там, где движение должно быть легким, оно становится тяжелым и медленным, и тогда появляется чувство закрепощенности. Если вы думаете, насколько вы красиво будете выполнять технику, то вы обязательно добьетесь своей цели. Вы должны относится к своим действиям с чувством юмора.

Когда вы это будете соблюдать, то добьетесь уважения от противника и окружающих.

Действовать через расслабление

Вы должны осознать. Когда расслабление присутствует в вас. Когда ваше сознание расширено для всего окружающего (виды единоборств), то вы больше будете осознавать прикладную технику.

К этому правилу включается ответственность за выполнение действий.

Кроме осознания окружающего мира вы должны искать то, что останется после вас.

RELAX, это не только физическое расслабление, но и освобождение от мысленного контроля. Если это в вас отсутствует, тогда вы не будете понимать ситуации и ваши реакции будут заторможенными.

«Шеф», он не беспокоится, т.к. он человек действительности, а не деятельности.

Это и используется в драке, когда вы не напряжены и не встревожены, и ваши движения будут рефлекторными.

Действовать с минимальными усилиями

Во всех боевых искусствах действия основаны на методах и технике, а не на грубой физической силе и ее эффективности.

Для этого вы должны стать легким и естественным через релаксацию, вы должны минимально израсходовать силы для достижения цели.

Грубая физическая сила будет отнимать правила техники, что лишает вас энергии и выдержки. Это сделает вас неспособным и истощенным, чтобы противостоять данной ситуации. Если вы это не поймете, то вы не поймете, что победили в драке, а проиграли войну, т.к. вы потеряли ваши силы.

Что должен знать и соблюдать серьезный ученик в Додзе

Все, кто явился последователем в своем додзе должны знать, что компетентный преподаватель наблюдает за всем, что происходит в додзе. И он не только наблюдает, а смотрит конкретно на реальность техники своих учеников. Он переживает, когда ученики не понимают его правил.

Каждый ученик, который занимается додзе, должен быть максимально сконцентрированным на тренировочных и воспитательных процессах, тогда он будет на уровень выше обычного человека. В дальнейшем это поможет ему в реальной жизни с незнакомыми людьми, т.к. он сможет предвидеть действия противника – это связано с вашей внутренней энергией, которую развивают через практику.

Смотря в глаза соперника, вы должны чувствовать его внутреннее состояние, позиции, дыхание и т.д.

Насколько серьезнее вы тренируетесь, тем больше развиваете интеллектуальный мир, то, что для вас скрыто, для вас станет явью, вы можете проникнуть в его разум.

Это чувство является странным, т.к. оно не может быть вызвано словами, а вы должны это почувствовать через центр эмоциональной сферы, где проходит информация от внешнего мира.

Если мы тренируем это, то оно поможет нам достигнуть такого уровня, который поможет достигнуть повышения наших возможностей.

Это достигается через тренировку, которая должны быть выше концентрации. И ваш дух человеческого тела, что является неотъемлемой частью боевых искусств.

Вы должны его дезориентировать своим взглядом, где проявляется решительность ваших действий.

Если настоящий ученик хочет достигнуть этого уровня поведения, необходимо серьезно обратить внимание на свою инициативность, которая поможет доводить все начатое до конца.

Необходимо брать инициативу в свои руки во время драки, даже когда они испуганы. Если вы этого не сделаете, то вы не сможете реализовать себя и будете находится в состоянии самозаблуждения.

Тренировки имеют цель фокусировать дыхательную силу, направить в нужное русло и достичь эффективности.

Вы должны помнить принцип максимальной эффективности с минимальными усилиями. Если это не соблюдать, то реакция будет снижаться.

Вы должны всегда стремится вывести противника из равновесия через быстрый и точный удар. Идея такова, что вы должны через разум, а не через силу. Всегда помните, не испытывайте силу больше, чем необходимо.

Ученик с такими умениями «рождается» через долгий путь и сопряжен с отказом от различных удовольствий.

Дух всегда соединен с техникой. Если исключить одно, то свое значение потеряет и другое, и, наоборот, если сможете достигнуть вышеперечисленное, то вы будете лучше понимать, что знание это большая сила и когда-нибудь если не потеряете путь боевого искусства, то знание вернет вас на путь свой! Это и есть принцип, по которому мы занимаемся боевыми искусствами, для достижения и самосовершенствования. И поэтому, мы постоянно ищем путь, путь самовыражения. Ученик, который этого не понимает, для него нет места в додзе.

Способ перемещения тела

Если вы хотите овладеть прикладной системой, вы должны усвоить способ перемещения через ваши ноги, а также остальных частей тела, которые должны двигаться одновременно в двух направлениях – это называется трехмерным перемещением тела.

Здесь присутствует принцип, именуемый как подвижный центр гравитации, т.е. тело сжимается и разжимается через центр тяжести, напоминающий мостик.

Очень важно понимать, что таз движется первым, чем плечи. Важно знать, что таз и плечи закручиваются вокруг горизонтальной оси тела. Когда мы передвигаем наше тело.

Поэтому способу сила нанесения удара идет через таз.

Важно отметить, что вы не должны думать, когда выполняете удар или защиту. Думать о противнике, который находится перед вами.

Когда возможен физический контакт, выполнение оборонительных и останавливающих действий должно быть неосознанно, интерактивно.

Никто не сможет научить вас драке, но он сможет адаптировать ваше тело к данной ситуации через спонтанность.

Все ваши движения должны быть динамичными и многофункциональными, в определенный момент вы должны применить ваше тело, как единую силу.

Иногда получается, что вы двигаете одной частью тела, а остальные находятся в покое, но они никогда не должны быть изолированными, будь это психически или физически.

ЗАПОМНИТЕ!

Каждая боевая ситуация различна, поэтому вы должны быть готовы ко всему. То есть драка может произойти днем, ночью, на разных поверхностях в холод и зной, в горах, в степи и т.д., а также может произойти со многими соперниками.

Вне зависимости от того, в каком состоянии вы находитесь, вы должны защищать себя.

Обычно получается, что вы должны драться без физической и психологической подготовки и предварительно вы не будете знать о характере конфликта.

Ваша цель: принять бой вне зависимости от обстоятельств.

Иногда будет полезным для вас показать слабость, страх, безразличие или сомнение в действиях и тогда вы должны попробовать выйти из этой ситуации через демонстрацию вашей неожиданной и непредсказуемой техники.

Ваши естественные движения и реакция в непредсказуемой ситуации поможет вам устоять, поэтому эти реакции происходят инстинктивно.

Факт, что нет 2-х одинаковых ситуаций, это происходит оттого, что существуют неограниченные возможности, которые невозможно запомнить предварительно и поэтому вы должны опереться на ваши естественные движения и должны понимать и испытать как основу практичной работы в дальнейшей практике.

Полезные советы

К преподавателям:

Один из моих уважаемых учителей сэнсэй говорил: «Не стремитесь стать хорошим мастером, а станьте хорошим учителем». Если будете относится к этому серьезно, то вы сможете научить этому ваших учеников. Как учитель, вы должны учитывать психологические черты ученика. Если у него присутствует интеллект и быстрые движения, тогда эти качества помогут ему развиться быстрее, чем другие люди, а также, если он решительный и упорный.

Ключевым фактором для быстрого прогресса является желание.

Вы должны хотеть, т.к. без этого не дождетесь серьезного прогресса от каждого ученика. Если в учениках вы видите отсутствие этих качеств, то не имеет смысла обучать их.

Основа, которой должен научить учитель – это воспитать силу духа ученика. Если это соблюдать – реальные схватки для вашего ученика не будут «счастливой» случайностью.

Разница между учителем и учеником является в познании силы духа, нашего дыхания, кондиции удара и энергетики драки.

Учитель всегда помогает укрепить и создать энергетику и душевный мир ученика, затем установить позитивное отношение в вашем Додзе.

Когда вы обучаете детей от 7 до 15 лет, тренировки вы должны сопровождать играми и шутками.

Когда вы находитесь в Додзе, вы должны быть внутренне серьезны, а вся оборона должна показать спокойствие перед учениками.

Тренировка должна быть разнообразной, содержащей что-то новое.

Разнообразие и есть основа для прогресса в боевых искусствах.

Вы должны понимать индивидуальные различия между учениками и всегда стремитесь развивать их способности.

Если у ваших учеников есть какие-то способности, вы должны их превращать в достоинство и силу. Здесь должна присутствовать позитивность и уверенность в себе.

Сочетание силы ума и духа – это прогресс ученика.

Через терпение вы преодолеете огромные проблемы и добьетесь спокойствия, точности, которое сливается в единое целое, и таким образом, вы превращаетесь из мастера в хорошего учителя.

К ученикам:

Если вы хотите развиваться в боевых искусствах:

Индивидуальные тренировки – самостоятельно заниматься не только Додзе, а также сглаживание всех своих ошибок.

Тейджи Kaze: «Какие тайны в прогрессе карате? Способ – как ты индивидуально усовершенствуешь свое тело, т.е. вы должны понимать ответственность прогресса в карате, т.е. ваш прогресс зависит от вас».

Посещение додзе не есть прогресс, а необходимость заниматься самостоятельно.

Многие ученики тренируют, но их практика не стабильна, это и есть разницы между плохой средой и отличительной практикой в боевых искусствах.

Практика – ты должен работать повторно, т.е. работать для развития своих умений самостоятельно.

Здравоохранение в боевых искусствах

Самое ценное, что мы имеем – это наша собственная жизнь.

Здоровье – основа нашей жизни. Качество жизни, как и сама жизнь, зависит от здоровья. Наши знания техники при владении боевыми искусствами оказывают влияние на целостность нашего здоровья.

Здоровье бойцов тренирующихся превосходит состояние нетренированных, больных и раненых бойцов.

В жизни никто не желает быть больным, но в действительности много людей ничего не делает для того, чтобы не заболеть и сохранять свое здоровье.

Хроническая усталость, которая связана с динамичной жизнью и постоянное напряжение, которое может отдыхать и расслабляться вместе с другими вредными факторами разрушает здоровье.

Многие из нас понимают смысл этих слов поздно – когда уже заболевают. Многие из нас, которые, болея, думают только о лечении симптомах, а не о сущности заболевания (корнях болезни). А потому мы должны обращаться к различным оздоровительным системам с целью сохранения здоровья и мобилизации ответственных защитных сил, которые предотвращают развитие заболевания.

Самый большой враг здоровья в боевых искусствах – это усталость.

Не имеет значения происхождение (умственная, физическая, эмоциональная и др.) усталости, т.к. она несет негативное действие на нашу ЦНС.

Как вы знаете, болезнь возникает сразу после истощения жизненных сил. Истощение нарушает естественный процесс оздоровления, оно мешает формированию жизненного цикла клеток нашего организма.

Когда мы здоровы, обмен клеток происходит постоянно и непрерывно. Когда старые клетки умирают, их заменяют новые клетки.

Если вы хотите поддерживать высокую энергетику организма, нужно соблюдать следующие принципы:

1. Взаимодействие с природой.

2. Закаливание тела (обливание).

3. Внутренняя очистка организма от шлаков.

4. Движение.

5. Правильное дыхание (самое важное).

С интересом отметим, что эти принципы положительно влияют на психологию в боевых искусствах, которые обсуждались в предыдущих лекциях.

Если мы объединим философию и правильную практику в боевых искусствах с системой оздоровления, то в конечном итоге получим очень мощную систему, от качества которой будет зависеть наше отличие от других людей – так мы станем полноценными и выйдем на хороший уровень жизни. Так мы находимся в настоящем, а не стоим на месте (не находимся в прошлом).

Через практику жизненной философии мы верим, что у каждого человека есть потенциал способности и умения для успешности.

К сожалению, очень много людей не развивает свой потенциал, потому что они страхуются от неуспешности и выбирают скучную и однообразную жизнь.

Мудрость гласит: самое плохое, что может случиться, по сути, не содержит ничего плохого. Поэтому стремитесь всегда создать хорошие навыки через хорошую биомеханику и всегда тренируйтесь с открытым (ясным) ясным сознанием, сопровождаемым честностью, дружбой и уважением. Ищите ответы и помогайте друг другу в сложных вопросах. И тогда вы разовьете баланс внутренний и наружный, который породит грамотную оценку жизненных ценностей.

Желаем успеха!

Поддержание энергетики

Взаимодействуйте с природой. Когда человек позитивно воспринимает мир – мир также воспринимает его. Единство человека с природой – есть гармония, все это предполагает уважительное отношение и к жизни в целом. Все это способствует (поднимает) вере – вере как в жизнь, так и в Бога.

Правда, которой владеет человек не равняется его опыту, тем не мене в правде – сила. Правда – регулятор жизни. Нужно помнить – «Делай что делаешь, но Бог видит тебя».

Человек – существо смиренное в плане природы. Он подчинен ей и завит от нее, несмотря на «кажимость» что он ее победил и преодолел.

Боевые искусства и спортивные единоборства — отличия

Азата Анка (учитель Фунакоши) говорил – «одного ученика надо обучать против его силы и характера. Если ему преподавать неправильно, ошибочно, непоследовательно, без знания методики, то это потеря времени для твоего ученика и пустая трата времени для учителя».

Цель – воспитание ученика при этом, не причиняя вреда его здоровью (физическому и психологическому).

В настоящее время существует много учителей, которые не понимают сущности боевых искусств, а также есть большое количество тренеров, которые не понимают сущности спортивных единоборств.

Спортивные единоборства предполагают знание методики тренировки, для каждого соревновательного этапа. Не знание этого становится опасным для спортсменов; это своего рода постоянный эксперимент с учениками, который приводит к травмам, психологической деформации спортсменов.

Одной из проблем боевых искусств является то, что многие делают на этом «бизнес»: создают собственные стили, покупают и продают дипломы и даны.

Многие считают, что даны и ученические степени приравниваются к званию мастера спорта, кандидата в мастера и т.п. Но это не так. В серьезных боевых искусствах эти звания отсутствуют. В спортивных единоборствах спортсмены в возрасте до 30 лет могут иметь 4-5 дан. Однако это не соответствует уровню их технического мастерства, их психологии.

Спортивные единоборства предполагают наличие определенных правил, по которым происходит схватки и поединки, а также наличие судей. Но при этом часть этих людей (как тренеров, так и судей) никогда не дрались по настоящему. В спортивных единоборствах есть временные ограничения поединков, а когда дерешься за свою жизнь — такого лимита нет, драка короткая (это имело место в древней Японии – когда дрались самураи за свою жизнь, то бой был короткий). Как правило, драка, в отличии от спортивного поединка предполагает 99% внезапности.

Для боевых искусств характерна постоянная подготовленность человека к неожиданным ситуациям, он всегда хладнокровен и собран.

Боевые искусства придерживаются позиции, согласно которой каждая эпоха несет в себе что-то новое, но при этом необходимо помнить и старое. Боевые искусства ориентированы на настоящее, это предполагает использование того оружия, которое отвечает требованиям настоящего времени.

Многие не знают где начинается и где заканчивается как спортивное единоборство, так и боевое искусство.

Люди, которые занимаются спортивными единоборствами – как правило романтики. У них отсутствует адекватное, осмысленное понимание реальности. Поэтому учитель должен готовить их к реальности.

Для спортивных единоборств главное результат – медали, кубки, грамоты, материальное вознаграждение. Цель боевых искусств – развитие способностей преодолеть различные экстремальные жизненные ситуации.

Будо – исходит из личного опыта людей, которые пережили различные экстремальные, трудные жизненные ситуации. Будо предполагает восприятие и старого и нового, но при этом всегда ориентацию на настоящий момент времени. «Прошлый опыт не надоумит что делать, но подскажет чего избегать» (Х.О-и-Гассет).

Спортивные единоборства – формируют спортивный характер, но не формируют тот характер, который необходим для преодоления жизненных трудностей.

Бизнес (зарабатывание денег и т.п.) является одной из составляющих спортивных единоборств. Часть людей, которые занимаются спортивными единоборствами – как правило, не реализовавшиеся в жизни. Они не понимают, что их ученики через 10-15 лет поймут, что они зря теряли время.

Занятия спортивными единоборствами имеют свой положительный момент. Он заключается в том, что занятия спортом компенсируют многие девиантные формы поведения (алкоголь, наркотики, табакокурение), дат возможность отреагировать свою агрессию в социально приемлемой и желаемой форме.

После окончания соревновательного возраста многие спортсмены уходят из спортивных единоборств. У многих из них образуется «экзистенциальный вакуум» — потеря смысла жизни, отсутствие перспектив. Им сложно приспособиться к «нормальной» жизни.

«Лучше, если у нас будут и светлые перспективы, и добрые воспоминания, и сиюминутные наслаждения» (Ф.Зимбардо)

Жизнь наряду со спортом также имеет соревнования, которые отличаются от спортивных, и которым не готовят занятия спортом. Получается так, что в жизни спорт начинает мешать (особенно когда человек сталкивается с трудностями повседневной жизни).

Занятия спортивными единоборствами предполагает травмы, но при этом не происходит психологическая, духовная закалка человека.

Компетентность тренера в спортивных единоборствах также является одной из проблем. Она связана с тем, что не каждый тренер обладает достаточными знаниями и умениями в области педагогики, психологии, физиологии, не владеет методикой построения тренировок.

Необходимо отличать спортивные даны и даны, которые присуждаются в боевых искусствах.

Некомпетентность опасна и в спортивных единоборствах, и боевых искусствах. Техники спортивных единоборств и боевых искусств начинают применяться сотрудниками силовых ведомств. Некомпетентность преподавателей может привести к большим потерям среди личного состава.

Одной из проблем боевых искусств является – разрыв поколений. Это приводит к вакууму, неправильному представлению об искусстве боя, подготовки к нему, а не к спортивному поединку.

Отличие спортивных единоборств от боевых искусств заключается в том, что они находятся на разных полюсах. Это разные пути. «Всякий путь человека прям в глазах его» (Притчи Соломона).

Нельзя против вооруженного человека противопоставить использование рук или ног. Оружие – только против оружия.

В спортивном зале есть правила, корректность соперников относительно друг друга, тогда как на улице – в драке этого нет.

Цель боевых искусств – формирование характера, развитие индивидуальных моральных, этических качеств. Люди, занимающиеся боевыми искусствами – достаточно независимы и автономны. Все это идет через боль (в широком понимании этого слова). Восточная мудрость гласит: — «Боль учит мудрости».

Для спортивных единоборств характерна боль физическая, не психологическая, связанная с необходимостью выбора, ответственностью, жертвенностью человека.

Боевые искусства предполагают овладение использованием оружия.

В боевых искусствах нельзя «перепрыгнуть» через время. В них есть путь между внутренним и внешним. Для познания этого нужно развивать интуицию. Интуиция – «шестое чувство» позволяет прогнозировать события. В спортивных единоборствах интуиция отсутствует.

Главное отличие спортивных единоборств от боевых искусств – специфика понимания жизни и окружающего мира. Спортсмен живет в иллюзорном мире наград – грамот, кубков, медалей, материальных вознаграждений. Все это не соответствует реальной жизни. «В мире – если смотреть на мир как мы его знаем, эмпирически, реально, — в нем нет причин чтобы человеку быть добрым, честным» (М.К.Мамардашвили).

В современном мире достаточно мало людей которые преподают боевые искусства, а не спортивные единоборства – в которых сливается политика, бизнес, различные правила и игры.

Одна из главных целей которые преследуют боевые искусства – уцелеть в жизни, независимо от той деятельности которой занимается человек, а не обязательно стать сверх человеком, суперменом.