"СОЮЗ ИСКАТЕЛЕЙ АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ"

Весь комплекс подготовки и требований в школе Кёкусинкай, закреплённый отчасти в правилах соревнований, направлен на воспитание сильного Духа, сильных бойцов и инструкторов, способных сохранять и развивать новый стиль в традициях будо-каратэ. Эти же цели стоят перед Международной организацией Кёкусинкай, сплоченной ныне благодаря несомненному авторитету МАСУТАЦУ ОЯМЫ. Что это за цели? Каковы философия Кёкусинкай и дух школы, атмосфера занятий и система подготовки бойцов? Как особенности стиля и требования школы соотносятся с духовно-нравственными основами дальневосточной культурной традиции? Иными словами, что же такое Кёкусинкай? Кёку означает конечность, предел. Син - истина или реальность, Кай - собрание, союз или связь. Это и позволило определить Кёкусинкай как "союз искателей абсолютной истины" на Пути боевого искусства. Поскольку путь к истине в боевом искусстве лежит только через реальность борьбы, то, по восточным воззрениям, она становится формой активной медитации, ведущей к озарению. Кёкусинкай - контактный стиль Ояма утверждает, что "достижение только физической силы подобно попытке изваять статую Будды, не вкладывая душу в этот труд". По его словам, "Путь Воина является путем познания смерти" и "главным, что можно вынести из боя, проводимого на грани смерти, является справедливость, почтение и путь". Вот почему инструкторам школы требуется самим пройти через суровые испытания, чтобы быть в состоянии передать своим ученикам истинный смысл приемов этого боевого искусства. Система требований в Кёкусинкай - одна из самых жестких в мире, что находит отражение в содержании экзаменов на пояса. К настоящему времени утвердилась система, состоящая из 12 ученических поясов - от белого до коричневого (кю) и 10 мастерских (даны). Цвет пояса обозначает глубину освоения каратэ: Белый цвет символизирует чистоту и незнание, голубой - цвет неба при восходе солнца, желтый - восход солнца, зелёный - распустившийся цветок, коричневый - зрелость, черный - мудрость. Постепенно от долгого ношения черный пояс блекнет, выгорает и вновь становится белым, что символизирует дзэнскую идею обретения мастером "первозданной чистоты", "природной естественности". Примечательно, что основатель школы, награжденный от имени Международной организации Кёкусинкай единственным высшим 10-м даном, отличающимся от других мастерских степеней красным цветом, предпочитает повязывать свое кимоно обычным черным поясом. Путь ученика школы Кёкусинкай начинается не только с дисциплины, напряженных тренировок, проводимых на пределе возможностей человека, но и с необходимости всецело отдаться духовному поиску на избранном пути. Дисциплина начинается уже с порога Додзё, поскольку зал для занятий боевым искусством - это не обычное пространство для тренировки, а почитаемое "мести, где ищут Путь". В додзё не допускаются курение, еда, питье, ругань и шумное поведение, ничего не делается без разрешения инструктора. Запрещается находиться в зале в гражданской одежде (за исключением приглашенных лиц и учителей). Все присутствующие должны иметь чистую и целую одежду, пояс, соответствующий степени, и принятые в школе эмблемы. Ношение перстней, браслетов, цепочек и т.п. во время тренировок строго запрещено. Неукоснительно соблюдается традиционный церемониал и порядок отношений между учителем, старшим и младшим учениками. За дисциплинарные нарушения или невнимание на тренировке инструктор имеет право применять традиционные меры наказания - отжимание на кулаках, ползание на кулаках "крокодилом" и др., вплоть до удаления с занятий. Строгость этикета не означает, что в Додзё подавляются все чувства. Хорошо организованное додзё - это прекрасное место, в котором строгость дисциплины и контроль создают ту гармонию школы, которая объединяет её членов и способствует достижению учениками вершин обучения, постижению ими подлинного смысла пути боевого искусства. Этот смысл скоцентрирован в заповедях присяги зала (Додзё-кун) - одном из исторических документов школы, который был утвержден Хомбу (центром Международной организации Кёкусинкай). Традиционная клятва избравших Путь Кёкусинкай в своем оригинальном виде известна в филиалах школы во всем мире: Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твердого непоколебимого Духа. Мы будем твердо следовать истенному смыслу воинского пути, чтобы наши чувства все время были наготове. С истинным рвением мы будем стремиться культевировать дух самоотрицания. Мы будем соблюдать правила этикета, уважения старших и воздержания от насилия. Мы будем следовать нашим Богам и Будде и никогода не заудем истинную добродетель скромности. Мы будем стремиться к мудрости и силе не ведая других желаний Всю нашу жизнь через изучение каратэ мы будем стремиться выполнять истиное предназначение Пути Кёкусинкай. Идеи, заложеные в правилах присяги, достойны обстоятельного историко-культурного и философского коментария. Ограничимся лишь самыми необходиными замечаниями. Воспитание "Непоколебимого Духа" было одной из главных целей старого пути самураев. Под постоянной готовностью чувства в соответствии с "истинным смыслом воинского Пути" подразумевается, что этим смыслом является обретение дзэнского "пустого" сознания, идеального (спонтанно) отражающего все происходящее. Не задерживаясь ни на чем конкретным, оно готово ко всему. Не даром японцы говорят, это говорил и Сам Сосай Масутацу Ояма, что "истинно готов тот, кто кажется ни к чему не готовый". Именно такая "дзэнская готовность" и подразумевается в правиле присяги. Культивирование "духа самоотрицания" - фундаментальная идея преодоления эгоизма как изначальногои главного препятствия на пути совершенствования человека. Принцип "уважения старших" непосредственно связан с социальной - регулирующей ролью этикета и ритуала, столь почитаемых в конфуцианстве. Требованиям этого правила присяги соответствуют нормы этикета Додзё. Они уже сами по себе связаны с воздержанием от насилия, что харктерно не только для конфуцианства, но составляет основу буддизма. Однако насилие связано с самой природой военных действий. Потому в дзэне существуют понятие "непреднамеренного насилия", которое соотнесено все с тем же "пустым" сознанием воина. Что это означает в идеале? В ситуации самозащиты, когда неожиданное нападение врага нарушает "гармонию" мастера, он, совершая возмесдие (спонтанно и в соответствии с мерой возмущения его покоя), действует без каких-либо эгоистических побуждений. Подобно "ветру, вырывающему дерево с корнем", воин не совершает насилия, а просто восстанавливает "природную справедливость". Отсюда характерное для традиции боевых искусств дзэнское представление о "духовном мече", или "мече справедливости". Но принцип воздержания от насилия связан также с этикой социального поведения от насилия связан также с этикой социального поведения, неким нравственным кодексам боевых искусств. В соответствии с традиционными идиалами мастер боевого искусства - защитник обиженных и угнетенных и всегда готов совершить справедливое возмездие. Таких мастеров Ояма называет "героями среди героев". Конечно, сделанные замечания - это лишь вехи для понимания высоких целей Кёкусин. Постигнуть их до конца можно только практически - "через изучение каратэ" в течение "всей жизни". А это означает погружение в отшлифованную веками, возрожденную и усовершенствованную Оямой традиционную систему обучения, приобщение к Школе, через которую издавна шла передача культурной традиции от Мастера-Учителя к ученикам, преемникам его искусства. Суть традиционной школы состоит в сплаве обучения с совместной жизнедеятельностью, в духовном родстве единомышленников, сплоченном авторитетом мастера. Благодаря суровому отбору, всестороннему тестированию претендентов и тяжелейшим "выпускным" испытаниям хранителями и носителями традиции становились немногие, но самые лучшие. Эта своеобразная духовная элита была способна отстаивать высшие идеалы и ценности боевых искусств, распространять знания среди наиболее достойных. Ученик проходил путь от добровольного всецелого подчинения учителю через духовное единение с наставником до ступени, когда сам оказывался в состоянии взять ответственность за судьбу традиции, возглавить свою школу. Древняя традиция создания ядра школы - "внутренних учеников" (по-японски "ути-дэси"), где сосредоточивались высшие ценности, знания опыт и методы обучения, восходит к семейно-родовому укладу жизни в кланах самураев и ниндзя, и организации монастырских общин. Школа Кёкусинкай возродила эту традицию. В бетонных джунглях многомиллионного Токио, в Хонбу под руководством самого Оямы обучаются только 15 отобранных им ути-дэси, избравших дорогу Будо. Состав ути-дэси интернациональный. Но даже привыкшие ко всему японцы не все выдерживают тяжелейшую трехлетнюю полную изоляцию от внешнего мира. Цель такой совместной с учителем жизни - максимально возможное сосредоточение на объединяющем их деле. Учитель помогает ученикам, направляя их в одно русло мышления. Это своеобразный "монастырь" боевого искусства. "Самураи ХХ века", как называют приближенных учеников Оямы, встают в 04:00 утра и в 6-ть утра часов начинают тренировку, которая проводится обычно вне додзё в любую погоду. Бег по шоссе 8 км заканчивается спринтом под гору до маленького парка. Там, часто под наблюдением Оямы, ученики выполняют 100 отжиманий, 200 приседаний и 300 наклонов, положив руки на плечи друг другу. После каждой утренней тренировки надо приготовить пищу, а Хонбу вычистить до блеска. Затем все произносят клятву додзё и после минутного отдыха продолжают тренировку. Ути-дэси делают все: готовят пищу, стирают одежду, выполняют строительные работы, утирают туалет, учат иностранный язык и т.д. В этих занятиях они находят ключ для достижения цели. Крайне суровый образ жизни, монотонный режим изнурительных тренировок, боль во время борьбы - это те барьеры, которые предстоит преодолеть подлинным мастерам Кёкусинкай. Всех их объединяет наличие той внутренней силы, которая позволяет выдерживать непрерывные испытания, не допуская отдыха. Идущий этим путем через несколько лет становится действительно непобедимым, когда он вступает в борьбу, то знает, что не может поддаться и проиграть, ибо тогда предаст кодекс Бусидо, согласно которому живёт каждый день. Из сказанного должно быть достаточно ясно: организация школы Кёкусинкай и сама система подготовки бойцов имеют особенности, отличные от многих школ современного каратэ. Сама философия борьбы в трактовке Оямы требует не обхода трудных мест, а их постоянного и неуклонного штурма. Вместе с тем, несмотря на жесткость и даже максимализм требований, предъявляемых к мастерам высокого класса, к "спорту высших достижений", система Кёкусинкай содержит в себе много из того, что отвечает запросам рядовых многочисленных любителей восточных единоборств. Существует адаптированные методики для занятий с детьми, женщинами, лицами пожилого возраста, разработаны доступные комплексы приемов самозащиты, проводятся бесконтактные соревнования и т.п. Иными словами, высокие цели Кёкусин будо-каратэ не мешают культивировать этот стиль в духе демократического идеала, провозглашенного Масутацу Оямой - в духе "каратэ для миллионов". Не в этом ли совмещении "элитарности" и "массовости" заложены перспективы развития стиля, полюбившегося тем, кто хочет приобщиться через каратэ Кёкусинкай к богатствам и ценностям культурной традиции Востока?